СлабовидящимСлабовидящим

Стемпаржецкий Анатолий Григорьевич

Стемпаржецкий Анатолий Григорьевич. Ижевск, 1977 Стемпаржецкий Анатолий Григорьевич в июле 1941 г. (17.05.1922 – 05.08.1985)

Анатолий Григорьевич Стемпаржецкий родился 17 мая 1922 года в селе Поляново Вязьминского (по некоторым источникам – Семлевского) района Смоленской области.

В автобиографии он пишет: "я родом из крестьян, беспартийный". Но в открытом списке категории Новомученики и исповедники РПЦ XX века, есть сведения о Стемпаржецком (Стемпаржинском) Григории Антоновиче, родившемся в 1882 году в г. Вязьма Смоленской губ., священнике, сыне помещика, расстрелянном 19 декабря 1937 года в г. Шенкурске Архангельской области за "контрреволюционную агитацию и организацию контрреволюционной группировки церковников". Эти факты: имя, место рождения и даты, дают возможность предположить, что Анатолий Григорьевич был родом из семьи священнослужителя, что в советские времена скрывали.

До Великой Отечественной войны жил и учился в Москве. С 1935 года работал чертёжником-конструктором Архитектурно-проектной конторы ВЦСПС. В 1941 году окончил среднюю школу и поступил в Златоустовское военно-инженерное училище, откуда в звании лейтенанта в июле месяце был призван на фронт.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на Калининском фронте в должности полкового инженера. Был дважды ранен. За участие в боях награждён орденом "Красной Звезды" и медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Имеет юбилейные медали "За победу в Великой Отечественной войне".

Стемпаржецкий Анатолий Григорьевич в молодости Стемпаржецкий Анатолий Григорьевич в молодости2

В 1943-44 гг. работал в Саратовском танковом училище заведующим спецклассами.

В августе 1944 года демобилизован как инвалид войны и направлен на восстановление города Новгорода, где работал три года начальником строительно-монтажного управления.

В 1947 г. поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной, где до 1952 года учился на факультете Художественных тканей по специальности Художественное ткачество и набойка.

1967 год. Кафедра рисунка КГПИ В 1955 году окончил аспирантуру на факультете рисунка и живописи Ленинградского инженерно-строительного института.

В 1959 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Рисунок и цвет декоративных тканей в интерьере русского классицизма". 17 июня 1959 года ему была присуждена учёная степень кандидата архитектуры. После аспирантуры четыре года работал преподавателем рисунка и живописи в Новосибирском инженерно-строительном институте, а затем заведующим кафедрой труда и прикладного искусства в Смоленском и Краснодарском пединститутах.

21 ноября 1962 года утверждён в учёном звании доцента по кафедре "Труд и прикладное искусство".

В 1968 году уехал из Краснодара, ввиду "отсутствия жилплощади", вернулся в Ленинград. Работал доцентом в Ленинградском институте текстильной и лёгкой промышленности, куда был принят по конкурсу. Преподавал рисунок, живопись, читал лекции по технической эстетике. Продолжал исследования по теме "Русские ткани и одежда" для докторской диссертации.

С 1972 до выхода на пенсию, в 1981 году работал на Художественно-графическом факультете в УдГУ.

Из трудовой книжки:

С 15.11.1972 – доцент кафедры Изобразительных искусств,

с 21.11.72 – заведующий кафедрой Изобразительных искусств,

с 17.03.76 по 16.03.77 – декан ХГФ,

с 15.02.78 по 15.06.78 проходил курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на факультете при Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) по специальности Интерьер и оборудование,

с 12.04.78 по 30.08.79 – ИО зав. кафедрой Изобразительного искусства и доцент этой же кафедры,

с 30.08.79 по 1.09.81 – доцент и ИО зав. кафедрой Производственной эстетики и прикладного искусства.

1.09.81 г. – вышел на пенсию.

Шаржи, сделанные для стенгазеты к празднику 8 марта Шаржи, сделанные для стенгазеты к празднику 8 марта2

1984 год. Деревня Сальково, Костромская область Анатолий Григорьевич со своей женой и двумя сыновьями. Середина 60-х гг.

Затем с семьёй переехал в г. Ржев.

Умер Анатолий Григорьевич в 1985 году в д. Сальково, Галичском районе Костромской области.

Семья:

жена – Анна Николаевна (1925–2002) – архитектор Пром. проекта,

сыновья: Олег (1954–2006) – учёный, участник ядерных испытаний в Семипалатинске, награждён Орденом мужества

Святослав (1962 г. р.) – художник, живёт в Новом Петергофе.

О Стемпаржецком

С Анатолием Григорьевичем я познакомился, будучи студентом первого курса художественно-графического факультета УдГУ. Он прошёл по конкурсу на должность заведующего кафедрой Изобразительного искусства. Лёгкий на подъём, он приехал с юга России, имея опыт работы в вузах родственного профиля. Приехал с женой – архитектором, миниатюрной женщиной, очень похожей на Наталью Седых в фильме "Морозко".

Его приезд с самого начала принёс свежий ветер перемен в неспешную жизнь кафедры и факультета. Он имел проектное мышление и был доселе не встречавшимся нам типом преподавателя. Невысокого роста, плотно сбитый, всегда со вкусом одетый, участник Великой Отечественной войны, одна рука которого после ранения была обездвижена контрактурой, что создавало ему дополнительные проблемы в художественных работах. Он был для студентов и коллег-преподавателей совершенно новым человеком, привнёсшим в нашу жизнь и опыт проектирования объектов графического дизайна и средовых объектов, а главное, то самое проектное мышление, которое он включал и тогда, когда занимался декоративным искусством.

Результатом проявления его деятельной натуры вскоре стала организация студенческого научного общества на факультете, открытие нескольких хозрасчётных тем по проектированию архитектурных объектов, к работе над которыми также широко привлекались студенты. Факультет начал преображаться. Появились новые для нас мотивации к серьёзной работе.

Характер Стемпаржецкого был синтезом безупречного воспитания и фронтового опыта. Он мог быть изысканно вежлив и опрокидывать все препятствия на пути к результату, когда видел, что он прав, а обстоятельства неправы. Одно время он не только заведовал кафедрой, но и был деканом худграфа. Деятельный, живой, подвижный, он успевал параллельно делать многое. В отношениях с коллегами и студентами никогда не был замечен в каких-либо издержках личности, как иногда случалось с более просто устроенными коллегами по работе.

Что касаемо научного потенциала Анатолия Григорьевича, я познакомился с ним в годы учёбы в очной аспирантуре Строгановки, воспользовался возможностями работы в диссертационном отделе Ленинской библиотеки в Москве и прочитал его диссертацию на соискание степени кандидата архитектуры, защищённую в 1958 году и посвящённую применению декоративных тканей в интерьерах XVIII – XIX веков. Речь шла об интерьерах самого высокого разряда. Сама работа настолько увлекла меня, что я потратил на знакомство с ней то драгоценное время, которое должен был тратить на свою диссертацию. Зато я узнал, что с 1958 года ни один исследователь, интересы которого были так или иначе связаны с этой тематикой, не обошёл диссертацию Стемпаржецкого вниманием, все ссылаются на неё, цитируют, настолько она глубока и основательна как исследование и настолько высоко поднимает научный авторитет Анатолия Григорьевича.

Ныне исполняется 100 лет со дня рождения Стемпаржецкого, и коль скоро не вижу возможности поздравить его лично, хочу, чтобы эти слова благодарности и уважения были услышаны его родными и близкими, а также всеми, кому довелось встречаться с ним и получать удовольствие и пользу от общения с ним.

Александр Ермаков, кандидат искусствоведения, доцент, Заслуженный деятель искусств УР, Лауреат национальной премии "Российская Виктория" в области дизайна, Кавалер почётного знака Союза дизайнеров "За заслуги в развитии дизайна", председатель Союза дизайнеров Удмуртии, участник жюри, а также председатель жюри Всероссийских и Международных конкурсов по архитектуре и дизайну.

Список научных и творческих работ кандидата архитектуры, доцента Стемпаржецкого А.Г.

1956 г.

Декоративные ткани в интерьере русской архитектуры и современные требования к ним // Доклад на 14 научной конференции ЛИСИ. Ленинград.

1957 г.

Декоративные ткани в проектах и рисунках архитекторов русского классицизма // Труды Новосибирского инженерно-строительного института. Новосибирск.

Иллюстрации к книгам: "Верный друг". Сказки эвенков; "Северные сказки" / Обработка М. Ошарова. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство.

1958 г.

Декоративные ткани в русском интерьере. Госстройиздат. Ленинград.

Композиция декоративных тканей в интерьере // Труды Новосибирского инженерно-строительного института. Т. 8. Новосибирск.

Иллюстрация к книге Г. Виноградова "Восстание на пароходе "Иртыш". Новосибирск: Новосибирское книжное издательство.

Декоративное убранство тканями интерьеров здания аэровокзала в г. Новосибирске. Проект осуществлён в 1958 г. Новосибирск.

Декоративное убранство интерьеров Дома культуры трудовых резервов в г. Новосибирске. Проект осуществлён в 1958 г. Новосибирск.

1959 г.

Гобелен "Лоси" для Центрального ателье в г. Новосибирске.

Ковёр "Конёк-горбунок". Экспонировался на II Областной выставке в г. Новосибирске.

1959-1960 гг.

Проект восстановления росписей по шёлку в парадной спальне Павловского дворца-музея. Эталоны росписей по шёлку. Проект и фрагменты росписей (эталоны) экспонировались в Павловском дворце-музее в 1959-1960 гг.

1960 г.

Декоративные ткани в интерьере Павловского дворца-музея // Известия по строительству и архитектуре. № 10. Новосибирск.

Монументально-декоративная живопись и скульптура в архитектуре Новосибирска // За технический прогресс. № 7. Новосибирск: Изд. Новосибирского Совнархоза.

Лепной барельеф на фасаде здания Новосибирского инженерно-строительного института. Площадь 40 кв. м.

Витражи и декоративные росписи на ж/д вокзале г. Новосибирска.

1963 г.

Опыт осуществления ленинского плана монументальной пропаганды // Труды Краснодарского пединститута. Вып. 34. Краснодар.

Русские шпалеры. Рукопись.

Альбом масляных колеров для отделки жилых домов, магазинов, школ, детских учреждений и больниц. Ленинград: Ленгорисполком, Главленинградстрой.

Альбом вариантов подбора обоев, масляных колеров и тонов пластика для отделки квартир в массовом жилищном строительстве г. Ленинград. Ленинград: Ленгорисполком, Главленинградстрой.

1965 г.

Памятник жертвам фашизма в Смоленске (соавторы: Сергеев А.Г., Новиков С.С.).

Декоративная ткань "Смоленский пейзаж". Зональная выставка в г. Москве, 1965 г.; Худ. выставка в г. Смоленске.

Серия линогравюр "Смоленщина". Областная худ. выставка г. Смоленск.

1967 г.

Стили в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Рукопись.

1971 г.

Русские художественные ткани в XVIII-XIX вв. // Сборник научных трудов Ленинградского института текстильной и лёгкой промышленности. Ленинград: Изд-во "Лёгкая индустрия".

1972 г.

Особенности моделирования и художественного оформления спецодежды. Рукопись.

1973 г.

Русская архитектурная графика. Рукопись.

1974 г.

О повышении творческой активности студентов художественно-графического факультета // Совершенствование учебного процесса в вузах. Ижевск.

1975 г.

Гобелен "Александр Невский". Республиканская выставка в г. Ижевске.

Панно "Слава труду" на стене главного корпуса Сарапульского радиозавода им. Орджоникидзе (соавторы: Постников Б.А., Репин Г.А.). Сграффито, площадь 143 кв.м. г. Сарапул.

Источники:

  1. Архив Удмуртского государственного университета. Личное дело № 3459. Оп. № 2в (Дело № 507)
  2. БД "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века". URL: martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
  3. Музей "Дорога памяти" при Главном храме Вооруженных Сил России. URL: 1418museum.ru/heroes/28299003